Рококо
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре,
зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по
всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым
характером. Придя на смену тяжеловесному барокко,
Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития,
и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет
стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к
монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество
и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного
декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными,
с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную
направленность; само название происходит от сочетания двух слов:
"барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая
декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические,
эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым
значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто,
а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников,
как Буше и Фрагонар.
Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре
является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы
и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том
числе из терракоты. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой
Севрской фарфоровой мануфактуры. (Замечательными фарфоровыми изделиями
славились также заводы в Челси и Мейсене).
В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение
в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные
и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали
с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон,
выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.). Родившийся
во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах
благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также
публикациям проектов французских архитекторов. За пределами Франции
Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал
в себя традиционные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких,
как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман),
пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно
сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным
внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного
изобилия.
Сторонник Рококо в Италии - архитектор Тьеполо -
способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии,
то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства,
например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий,
и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо,
у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью
соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной
Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных
странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени
он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
Художники Рококо: Ватто,
Буше, Фрагонар
|