Неоклассицизм
Неоклассицизм (Neoclassicism), эстетическое
направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце 18
века - нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности,
и отличавшееся от классицизма 17 века
- нач. 18 века. Во Франции в рамках Неоклассицизма возникли стиль
Людовика XVI, регентства, Директории и ампир; в Англии - стиль Адама,
Хепплуайта и Шератона в мебельном деле.
Главным представителем в Германии был Дж.Дж. Уинкельман,
а во Франции - Антуан Катрмер де Кэнси, чья книга "Очерки о
природе и средствах подражания в изобразительном искусстве"
была издана на английском языке в 1837 г. Наиболее ярко Неоклассицизм
проявился, видимо, в архитектуре, что подтверждается работами братьев
Адама Джона Нэшей, Александра Томпсона в Англии; Лангханса в Германии,
Жан-Франсуа Шальгрена, Александра-Теодора Броньяра, Леду во Франции
и Андреяна Захарова в России. Среди пионеров Неоклассицизма следует
назвать Жака Анжа Габриеля, спланировавшего площадь Согласия в 1754
г., а его Малый Трианон в Версале считался самым совершенным примером
"аттики" во французской архитектуре. Конечно, нельзя не
упомянуть Суфло, который внёс элементы новой эстетики в планы реконструкции
Парижа.
В живописи это был А.Р. Менгс,
оказавший влияние на Бенджамина Уэста (США), Гэвина Гамильтона (Шотландия)
и косвенно (через Жозефа-Мари Вьена) на Давида (Франция). Среди
скульпторов, творчество которых имело широкий резонанс, можно назвать
Канову, Торвальдсена, Жан Батиста Пигаля, Жан Антуана Гудона и Флаксмена.
Неоклассицизм нашёл сторонников в США, в лице скульпторов Хирама
Пауэрса и Горацио Гриноу, а также художника Джона Вандерлина. В
декоративном искусстве с утверждением Неоклассицизма было покончено
с орнаменталистикой рококо; возобладали строгая осевая симметрия
и преимущественно классические мотивы, характерные для памятников
античности. Композиция рисунка текстильных изделий, посуда и внутренний
мебельный декор также испытали влияние неоклассических тенденций.
Пик моды на произведения из керамики и серебра, выполненные в духе
Неоклассицизма, пришёлся на период приблизительно с 1770 по 1820
гг. В это время Уэджвуд создавал из фаянса простые и элегантные
"базальтовые" изделия, прекрасно гармонировавшие с неоклассическим
интерьером. Романтический интерес к средневековым формам и изобретательности,
в какой-то степени навеянным литературой, вылился в готическое возрождение
(неоготический стиль), пришедшее на смену Неоклассицизма.
Художники неоклассицизма: Жак
Луи Давид, Менгс
|