Импрессионизм (Impressionism, франц. impression
- впечатление), направление в живописи, зародившееся во Франции
в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века.
Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане,
Моне, Писсарро,
Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них
в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей
классицизма, романтизма
и академизма, утверждали красоту повседневной действительности,
простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности
изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что
глаз видит в конкретный момент.
Наиболее типичной для импрессионистов темой является
пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие
темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар
- очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах,
создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто
преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину
ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения
композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти
фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину
повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие
его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.
Название "Импрессионизм" возникло после
выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне
"Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена
из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола).
Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и
1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать
идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также
и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского
Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).
Художники импрессионизма: Мане,
Моне, Писсарро,
Ренуар