БОТТИЧЕЛЛИ,
САНДРО (Botticelli, Sandro)
(1445–1510)
БОТТИЧЕЛЛИ, САНДРО (Botticelli, Sandro) (1445–1510),
один из наиболее выдающихся художников эпохи
Возрождения. Родился во Флоренции в 1444 в семье дубильщика
кожи Мариано ди Ванни Филипепи (прозвище Боттичелли, означающее
«бочоночек», на самом деле принадлежало его старшему брату). После
первоначального обучения у ювелира ок. 1462 Боттичелли поступил
в мастерскую одного из ведущих живописцев Флоренции, Фра Филиппо
Липпи. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние,
проявившееся главным образом в определенных типах лиц, орнаментальных
деталях и колорите. В его произведениях конца 1460-х годов хрупкая,
плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются
более мощной трактовкой фигур и новым осмыслением пластики объемов.
Приблизительно в это же время Боттичелли начинает применять энергичные
охристые тени для передачи телесного цвета – прием, который стал
характерной чертой его стиля. Эти изменения проявляются во всей
полноте в самой ранней документированной картине Боттичелли Аллегория
силы (ок. 1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной
форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте; Бостон,
музей Изабеллы Стюарт Гарднер). Две знаменитые парные композиции
История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних
произведений мастера (ок. 1470), иллюстрируют другой важный аспект
живописи Боттичелли: живую и емкую повествовательность, в которой
соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие
драматическую сущность сюжета. В них также обнаруживается уже начавшееся
изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным,
в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой
ранней картине Боттичелли – Поклонение волхвов (Лондон, Национальная
галерея).
Среди произведений Боттичелли лишь несколько имеют
достоверные датировки; многие из его картин были датированы на основе
стилистического анализа. Некоторые из самых известных произведений
относят к 1470-м годам: картина Св. Себастьян (1473), самое раннее
изображение обнаженного тела в творчестве мастера; Поклонение волхвов
(ок. 1475, Уффици). Два портрета – молодого человека (Флоренция,
галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта)
– датируются началом 1470-х годов. Несколько позже, возможно в 1476,
был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон,
Национальная галерея). Произведения этого десятилетия демонстрируют
постепенный рост художественного мастерства Боттичелли. Он использовал
приемы и принципы, изложенные в первом выдающемся теоретическом
трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты
Альберти (О живописи, 1435–1436), и экспериментировал с перспективой.
К концу 1470-х годов в произведениях Боттичелли исчезли стилистические
колебания и прямые заимствования у других художников, присущие его
ранним произведениям. К этому времени он уже уверенно владел совершенно
индивидуальным стилем: фигуры персонажей приобретают крепкое строение,
а их контуры удивительным образом сочетают ясность и элегантность
с энергичностью; драматическая выразительность достигается соединением
активного действия и глубокого внутреннего переживания. Все эти
качества присутствуют во фреске Св. Августин (Флоренция, церковь
Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске
Гирландайо Св. Иероним.
Предметы, окружающие св. Августина, – пюпитр, книги, научные инструменты,
– демонстрируют мастерство Боттичелли в жанре натюрморта: они изображены
с точностью и ясностью, обнаруживающими способность художника схватывать
сущность формы, но при этом не бросаются в глаза и не отвлекают
от главного. Возможно, этот интерес к натюрморту связан с влиянием
нидерландской живописи, вызывавшей восхищение флорентийцев 15 в.
Конечно, нидерландское искусство повлияло на трактовку пейзажа у
Боттичелли. Леонардо да Винчи писал,
что «наш Боттичелли» проявлял мало интереса к пейзажу: «…он говорит,
что это пустое занятие, потому что достаточно просто бросить пропитанную
красками губку на стену, и она оставит пятно, в котором можно будет
различить прекрасный пейзаж». Боттичелли обычно удовлетворялся использованием
условных мотивов для фонов своих картин, разнообразя их включением
мотивов нидерландской живописи, таких, как готические церкви, замки
и стены, для достижения романтически-живописного эффекта.
В 1481 Боттичелли был приглашен папой Сикстом IV в Рим вместе с
Козимо Росселли и Гирландайо для того, чтобы написать фрески на
боковых стенах только что отстроенной Сикстинской капеллы. Он выполнил
три из этих фресок: Сцены из жизни Моисея, Исцеление прокаженного
и искушение Христа и Наказание Корея, Дафана и Абирона. Во всех
трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской
программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом
в полной мере используются композиционные эффекты.
После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале
1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические
темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и
Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу
самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих
собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Персонажи
и сюжеты этих картин навеяны произведениями античных поэтов, прежде
всего Лукреция и Овидия, а также мифологией. В них чувствуется влияние
античного искусства, хорошее знание классической скульптуры или
зарисовок с нее, имевших большое распространение в эпоху Возрождения.
Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций,
а поза Венеры из Рождения Венеры – к типу Venus Pudica (Венера стыдливая).
Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных
идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433–1499).
Однако приверженцы этой гипотезы игнорируют чувственное начало в
трех картинах с изображением Венеры и прославление чистоты и непорочности,
которое, несомненно, является темой Паллады и Кентавра. Наиболее
правдоподобна гипотеза, согласно которой все четыре картины были
написаны по случаю свадьбы. Они являются самыми замечательными из
сохранившихся произведений этого жанра живописи, который прославляет
бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви
в душе непорочной и прекрасной невесты. Те же идеи являются главными
в четырех композициях, иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо
дельи Онести (находятся в разных коллекциях), и двух фресках (Лувр),
написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших
сподвижников Медичи.
Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение,
присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких
знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годов.
К числу лучших принадлежат Алтарь Барди с изображением Богоматери
с младенцем и св. Иоанном Крестителем (1484) и Благовещение Честелло
(1484–1490, Уффици). Но в Благовещении Честелло уже появляются первые
признаки манерности, которая постепенно нарастала в поздних произведениях
Боттичелли, уводя его от полноты и богатства натуры зрелого периода
творчества к стилю, в котором художник любуется особенностями собственной
манеры. Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической
выразительности. Этот стиль в той или иной форме характерен для
произведений Боттичелли 1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической
картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное
произведение, ассоциируя его с творением Апеллеса, величайшего из
древнегреческих живописцев. Две картины, написанные после падения
Медичи в 1494 и под влиянием проповедей Джироламо Савонаролы (1452–1498),
– Распятие (Кеймбридж, Массачусетс, художественный музей Фогга)
и Мистическое Рождество (1500, Лондон, Национальная галерея), –
представляют собой воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение
Церкви. Эти две картины отражают неприятие художником светской Флоренции
эпохи Медичи. Другие произведения мастера, такие, как Сцены из жизни
римлянки Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и Сцены из жизни римлянки
Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер), выражают его ненависть
к тирании Медичи.
Сохранилось мало рисунков самого Боттичелли, хотя известно, что
ему часто заказывали эскизы для тканей и гравюр. Исключительный
интерес представляет его серия иллюстраций к Божественной комедии
Данте. Глубоко продуманные графические комментарии к великой поэме
во многом остались незавершенными.
Около 50 картин полностью или в значительной степени принадлежат
кисти Боттичелли. Он был главой процветавшей мастерской, работавшей
в тех же жанрах, что и сам мастер, в которой создавалась продукция
разного качества. Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли
или сделаны по его замыслу. Почти для всех характерна ярко выраженная
плоскостность и линеарность в трактовке формы, соединенные с откровенным
маньеризмом. Умер Боттичелли во Флоренции 17 мая 1510.
Картины Ботичелли:
|