Барокко
Барокко искусство (Baroque
art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В
разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание.
Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу,
абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему
уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих
трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве
между маньеризмом и рококо,
то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма
Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность,
а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей
гармонично слились в одно единое целое.
Самые характерные черты Барокко - броская
цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу
вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии
стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах,
а, например, в Британии его влияние было незначительным. У истоков
традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских
художника - Караваджо и Аннибале
Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие
16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца
16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость.
Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.
В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства
был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом
и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской
церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной
скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле
шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко,
впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается
капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652
гг.).
Самыми видными итальянскими современниками Бернини
в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник,
и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа
дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио
в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции
барокко к помпезному великолепию. В 17 веке Рим был столицей мира
в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко
искусство скоро распространилось за пределы "вечного города".
В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями.
В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например,
в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного
украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в
угоду более консервативным вкусам. В католической Фландрии Барокко
искусство расцвело в творчестве Рубенса,
на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние.
Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно
живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства. Во
Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви.
Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления
королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен,
который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце
Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной
архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного
искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния
искусств.
Барокко искусство способствовало созданию театральных
эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными
сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому
вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь
в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. К
этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена.
Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных
проектах собора Св. Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского госпиталя
(начало 1696 г.). Барокко сменилось более спокойным палладианством.
Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем
рококо. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе,
особенно в Дрездене, Вене и Праге.
Художники Барокко: Караваджо,
Карраччи, Рубенс,
Рембрант
|